Клубы общения на английском ждут своего историка. Как вещь сугубо практическая, клуб интересует большинство не сам по себе, а как средство. Вот когда средство хорошо помогает, начинают интересоваться, а кто его открыл. Но уже поздно. Так, никто не позаботился зафиксировать в документах рождение Гомера. А когда его имя прогремело по всей Греции за право называться его родиной стали спорить семь городов. Но без фактов о тогда еще никому неизвестном пареньке спор явно относился к разряду неразрешимых. Наше скромное расследование дало следующие результаты. Бум английских разговорных клубов, когда они стали появляться в России в большом количестве, относится к началу 2000-х.

С другой стороны, с уверенностью можно сказать, что попытки продвигать подобные форматы обучения предпринимались в нашей стране и в 90-е, и в советское время, просто они не оставили такого следа. Немало разговорных английских клубов в других странах. История некоторых, как гласят их сайты, началась еще в 70-х и 80-х годах. Впрочем, «That which we call a rose by any other name would smell as sweet» – «Роза пахнет розой, хоть розой назови ее, хоть нет». В широком смысле история языковых разговорных клубов – это история устного аспекта в овладении чужой речью, а с ним человечество начало работать – это очевидно – как только появилось больше двух языков. Только представьте, как мучились рабочие, которые трудились над Вавилонской башней и которых бог в наказание за гордыню лишил общего языка. Тогда в муках и рождались первые методики. Безвестный каменщик, вероятно, пытался попросить еду, а его не понимали.

До 16 века, если верить лингвистам, человечество, в целом, не слишком продвинулось в обучении иностранным языкам, в том числе английскому. Не было системы обучения – был спонтанный случайный процесс, не отличавшийся кардинально от потуг того голодного каменщика. 16 век отметился появлением первой систематической школы обучения языку, которой мы обязаны чешскому педагогу Яну Амосу Каменскому. Он написал первый полный курс обучения латыни. Преподавание должно быть устным, учебный процесс необходимо связывать с ощущениями и опытом, в классах нужно иметь модели предметов и изображения, названия которых изучаются, – таковы были некоторые положения системы Каменского.

В 18 веке работа с устной речью и устной практикой была задвинута на второй и третий план. В рамках реального учебного процесса пришлось расставлять приоритеты, и упор был сделан на грамматических упражнениях и переводах текстов. Бегло говорить, понимать речь в обычном темпе и выражать свои собственные индивидуальные мысли подходящими для этого иностранными словами молодой дворянин учился уже «в бою». Если говорить об общей ситуации, то в это время языки даже не завоевали себе твердое место в числе обязательных учебных дисциплин. В 19-20 веке начли одна за другой появляться инновационные школы преподавания английского языка.

Создатели привлекали психологию, лингвистику и другие знания, которые позволяли лучше ответить на вопрос: как все-таки учить язык? В это время делалось много экспериментов с устной практикой языка. До революции в России многие университеты тоже экспериментировали. Примером может служить практика Казанского университета. В середине 19 века основную часть преподавания по-прежнему занимают переводы классических произведений на английском языке, однако наряду с этим студентам предоставляется возможность практиковаться в сочинении собственных текстов, а также определенная доля занятий посвящена изучению стиля и красноречия изучаемого языка, а также этимологии слов.

После революции в России преподавание английского языка и вообще иностранных языков не сразу получило право на жизнь. Перелом произошел с выходом статьи жены В.И. Ленина Крупской Н.К. «О преподавании иностранных языков», после чего в 1924 году английский язык опять был узаконен, как полноценный учебный предмет. В 30-е годы было много экспериментов. Например, учащихся объединяли в бригады, которые, во-многом, самостоятельно учили язык, подразумевало это и общение учеников на английском. Преподаватель выполнял не традиционную роль, а скорее выступал как консультант. Однако этому формату обучения, который был близок по духу к языковым разговорным

клубам, появившимся позднее, не суждено было развиться во всей полноте. В 1941 году было выпущено инструктивное письмо Наркомпроса. В соответствии с этим документом учебным заведениям предписывалось сократить до минимума устную практику и сосредоточиться на чтении и изучении грамматики. Оттепель в этой сфере наступила не в 60-е годы. Лишь в 80-е начинается внедрение в процесс обучения английскому языку страноведческих элементов, позволяющих сделать предмет более интересным. Также в это время предпринимаются реальные практики по имплементации в обучение передовых достижений в методике преподавания английского языка.

Если сравнивать различные периоды в истории развития преподавания английского языка, можно отметить, по крайней мере, одну сквозную тенденцию. Почти всегда рамки языкового предмета оказывались слишком тесны для такого гигантского и живого явления как язык. Приходилось что-то выбирать и устная практика и живое устное общение на изучаемом языке почти всегда оказывалось за бортом, в большей или меньшей степени. Но в выхолощенном виде язык не воспринимают уже учащиеся. Вот почему многие специалисты считают, что пока усилия в области поиска хорошей методики овладения английским языком следует признать неудачными. И для такой оценки есть все основания. К примеру, известно, что большая доля крупных лингвистов владеет только одним языком.

По данным американских исследований, на которые ссылается «Википедия», лишь небольшое число студентов умудряется овладеть иностранным языком на минимальном профессиональном уровне, даже среди тех специальностей, где иностранных язык является профильным предметом. Да, приходится признать, что преподавание английского языка еще ждет своего методолога, как история английских клубов – своего историка. Но вы не обязаны ждать чего-то от государства или науки. Сделайте ход сами! Начав посещать разговорные клубы, вы «привесите» дополнительный модуль к усредненным конвейерным учебным программам, которые вам предлагают везде.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите CTRL+ENTER.

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ